Детский сад № 19: из прошлого в настоящее

Один из старейших детских садов города Нижнего Тагила – детский сад № 19 – расположен на Старой Гальянке, на улице Бригадной. Его история началась в тяжелое для страны время – в годы Великой Отечественной войны.
Несмотря на ее трагизм, тагильчане растили и воспитывали своих детей. Однако матери целыми днями, часто без выходных, работали, заменяя на рабочих местах ушедших на фронт мужей, братьев, отцов, и больше не могли заниматься только домашним хозяйством. Поэтому исполком Ленинского райсовета депутатов трудящихся г. Нижний Тагил решил для жителей, проживающих в Гальянской части района, в 1944 году открыть детский сад № 19 на 90 мест.

Решение исполкома Ленинского райсовета депутатов трудящихся № 159 от 30 июня 1944 года

Детский сад было решено разместить в помещении бывшей школы №31 – в старом двухэтажном кирпичном здании 1903 года постройки. В здании было печное отопление, не было водопровода и канализации. Пристрой второго этажа здания был бревенчатый. Необходимо было в кратчайшие сроки провести ремонт данного учреждения, приспособить помещения здания под детский сад.  
К 7 ноября 1944 года дошкольное учреждение было открыто. Одной из первых заведующих детского сада была Климова Клавдия Филипповна.
В учреждении функционировало 4 группы, одна из которых была интернатная – группа с круглосуточным пребыванием детей. Такие группы посещали дети, чьи матери работали на производстве посменно, часто в ночную смену, забирали детей домой только в выходные дни.
К сожалению, архивных данных за этот период времени в детском саду не сохранилось, и мы не знаем всех имен и фамилий тех женщин, которые беззаветно и самоотверженно работали в этот период в учреждении. Молодые и старые, только что начинающие работу – все были охвачены общим чувством: окружить детей заботой и любовью, сохранить им здоровье, сберечь их детство, возвратить им радость и беззаботный смех, а их родителям дать возможность трудиться в тылу или сражаться на фронте, зная, что их ребенок в тепле, сыт и весел.
Персоналу приходилось самому заботиться и об обеспечении водой, и об отоплении учреждения, чтобы дети всегда были в тепле.
Одна из сотрудниц, Анна Андреевна Хвабрина, работавшая в те годы няней, вспоминает: «Детскому саду за городом была выделена делянка леса, куда сотрудники ездили для заготовки дров. Сами валили тонкий лес, возили дрова на лошади, выделенной для этих целей Райсоветом. На территории детского сада пилили эти дрова, кололи, складывали в поленницы. Хоть было и тяжело, но никто не жаловался, работали с песнями, шутками. А воду в детский сад привозили на лошади в бочке. Ведрами ее переливали в специальные емкости». 

  Заготовка дров сотрудниками детского сада 

 

 

 

 

 

Дядя Вася привез воду в детский сад

 

 

 

Несмотря на тяжелое время, коллектив детского сада постоянно проявлял заботу о детях. Всеми силами сотрудники детского сада старались, чтобы дети получали полноценное питание. Например, летом сами варили варенье, а осенью солили капусту.
В грозные военные годы сотрудники детского сада мобилизовали свои усилия на то, чтобы как можно ярче и наполненно жили дети. Для воспитанников устраивали праздники: Новый год, 7 ноября, День рождения Ленина, 1 мая. С детьми проводились занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке.

Новогодний праздник. 1945 год.

В послевоенные годы задача развития детских садов постоянно включалась в народно-хозяйственные планы страны, ведь война принесла нашей стране разруху, голод, сиротство….
Сотрудники детского сада (воспитатели: Дрейсвина Зинаида Власовна, Баранова Надежда Клавдиевна, Форшева Нина Ивановна, Косаткина Маргарита Михайловна, Иванова Алевтина Александровна, Кашафутдинова Г.К. и др.; няни Копытцева Федосья Яковлевна, Верескова Александра Прохоровна, Литвяк Людмила Васильевна,   завхоз Кравченко Валентина Николаевна и др.) под руководством заведующих – сначала Дерновой (Татариновой) Александры Алексеевны, затем Кудасовой В. Н. проводили работы по благоустройству территории детского сада: высаживали деревья, обустраивали площадки для игр.
Особое внимание уделялось физическому развитию дошкольников, укреплению их здоровья. Летом их вывозили отдыхать на дачу, находящуюся на территории поселка Ключики. Зимой дети с удовольствием катались на лыжах. А сами сотрудники сдавали нормы «Готов к П.В.О.» I ступени.

Занятие по физической культуре.

В 60-е годы имеющееся в детском саду оборудование не отвечало требованиям времени, но и заменить его было нечем, так как индустрия еще не перестроилась на производство товаров народного потребления. Возникали трудности с обеспечением мебелью, мягким инвентарем, посудой, игровым материалом. За оборудованием заведующие ездили в другие города.
В это время в 1958 г. на Нижнетагильском металлургическом заводе им. Куйбышева открылся цех товаров народного потребления, который изготавливал детскую игрушку – металлический самосвал, а позднее и трактор. Они гремели на всю группу, но частично решали проблему игрового материала.

Играем на прогулке.

Это было время, когда воспитатели могли проявить все свои умения и таланты: шить, вязать, рисовать, мастерить. Они многое делали своими руками: изготавливали дидактические игры, раздаточный и демонстрационный материал для занятий, альбомы по окружающему миру. Оснащение педагогического процесса полностью легло на плечи педагогов, которые старались сделать жизнь дошкольников интересной.
Воспитатель Мурахина Алевтина Александровна так вспоминает о том времени: «Для занятий с детьми математикой, речью нам не хватало или совсем не было демонстрационного и раздаточного материала. Раздаточный материал по математике (кружочки, флажки, елочки, звездочки и прочее) вырезали из картона, затем раскрашивали. Из старых журналов вырезали картинки с изображением природы, животных, одежды, мебели и пр., для изготовления дидактических игр и пособий по развитию речи, ознакомлению с окружающим».

Мурахина Алевтина Александровна со своими воспитанниками. 1964 год.

В 1965 г. на должность заведующего была назначена Прохорова Лидия Геннадьевна, до этого времени (с 1959 г.) работающая в детском саду воспитателем. На тот момент функционировало четыре дошкольных группы для детей в возрасте от 3 до 7 лет, была 6-ти дневная рабочая неделя. Детский сад посещало 120 детей. В это время в детском саду работало 8 воспитателей: Татаринова Тамара Анатольевна, Козлова Нина Ивановна, Титова Мария Васильевна, Мурахина Алевтина Александровна, Шарова Валентина Ивановна, Францева Алевтина Тихоновна, Постылякова Таисья Алексеевна, Семячкова Лидия Александровна; няни: Зудова Ирина Евгеньевна, Иванова Мария Александровна, Орлова Нина Васильевна, Котова Нина Семеновна, Хвабрина Анна Андреевна; музыкальный руководитель: Шляпников Виктор Митрофанович, а позднее Шестакова Тамара Николаевна.
Особое внимание в работе с детьми уделялось физкультурно-оздоровительной работе, нравственному воспитанию.
С 1 марта 1968 года детский сад переведен на 5-ти дневную рабочую неделю с 7.00 до 18.00 часов. (на основании Постановления ЦК КПСС, Совета министров СССР и Всесоюзного центрального совета профсоюзов от 7 марта 1967 года).

На фото слева заведующая детским садом Прохорова Лидия Геннадьевна. 1965г.

В апреле 1973 г. детский сад был закрыт на капитальный ремонт. В течение двух лет он претерпел значительную реконструкцию: было убрано печное отопление, построена собственная автономная котельная, подведено централизованное водоснабжение, проведена канализация. Стены пристроя второго этажа с деревянных заменены на кирпичные, проведен ремонт всех внутренних помещений. На пищеблоке кирпичная печь была заменена на электрическую плиту с духовкой, все технологическое оборудование было обновлено. В группы приобрели новую детскую мебель, шкафы для раздевания в общую раздевалку, игрушки, полностью обновили методический фонд. Оборудовали спортивную площадку. И 1 сентября 1975 года детский сад вновь распахнул свои двери для детей Гальянского микрорайона.
В детском саду функционировало 4 дошкольные группы для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Педагоги детского сада активно участвовали в работе методических объединений района и города: проводили открытые занятия, праздники для педагогов других дошкольных учреждений. Большое внимание уделялось нравственному и трудовому воспитанию дошкольников.
Вяткина Ольга Владимировна, воспитанница детского сада с 1965 г. по 1967 г., вспоминает: «Я пришла в детский сад 19 из детского сада ВЖР в старшую группу. Так как была по характеру очень скромная, застенчивая, очень боялась, как меня там встретят. Но мои опасения были напрасны, меня встретила очень добрая, ласковая воспитательница, как сейчас помню её имя – Алевтина Александровна. Она познакомила меня с ребятами, которые отнеслись ко мне дружелюбно, показали свою группу, рассказали, чем любят заниматься. Запомнились особенно мне наши походы-экскурсии на Лисью гору, где Алевтина Александровна рассказывала нам об истории города. Еще к пруду, где мы знакомились с обитателями водоема и растениями, произрастающими там. С нетерпением мы все ждали, особенно мальчишки, когда мы пойдем на аэродром, который находился на Гальянке, на том месте сейчас находятся дома ГГМ. Затаив дыхание, мы наблюдали, как взлетает самолет с планером, как планер парит, отделившись от самолета в небе, наблюдали за парашютистами. Мои братья, Евгений и Виктор, которые ходили тоже в это время в детский сад, только в младшую группу, наверное, после этих экскурсий «заболели» небом. В школе занимались в парашютной секции, а закончив школу, поступили и окончили Челябинское высшее военно-воздушное училище штурманов. Алеевтина Александовна очень интересно рассказывала о растениях, растущих в нашем крае. По дороге мы собирали цветы, травку, листья деревьев и кустарников, в группе клали их между листами газет на сушку. А затем делали из них альбомы-гербарии».

На территории детского сада был разбит огород, где дети вместе с педагогами выращивали овощи, ягодники, цветы.

Работаем на огороде. 1978 год.

 С 1984 года заведующей детским садом была Степанова Нина Геннадьевна, а с 1986 года Кожемяк Вера Титовна.
В 1989 г. заведующим детского сада была назначена Бовина Елена Николаевна, которая успешно продолжила традиции, заложенные ранее. В начале 2000 г. в связи с потребностью жителей микрорайона была открыта группа для детей раннего возраста (2-3 года). Была проведена реконструкция внутренних помещений детского сада: в группах появились трехъярусные кровати, одна из спален переоборудована в музыкальный зал, другая стала выполнять функции музея русского быта; к медицинскому кабинету добавился процедурный кабинет.  На территория детского сада появился «Уголок леса», на прогулочных участках старые веранды были заменены на новые, спортивная площадка пополнена новым спортивным оборудованием.

               Уголок леса                                                  Спортивная площадка

Охрана жизни и здоровья детей были в приоритете, но в это же время началось изменение сущности педагогического процесса, цель которого – ориентация воспитания на развитие личности ребёнка, коренное изменение характера общения с ним, внедрение новых форм и методов воспитания и обучения, обеспечивающих индивидуальных подход к детям и их всестороннее развитие. Елена Николаевна разработала Программу развития ДОУ, а затем защитила её у начальника управления образования. Совместно с творческой группой учреждения была написана Образовательная программа детского сада, на основе Программы обучения и воспитания в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. Гербовой и парциальных программ «Юный эколог» С. Н. Николаевой, программы «Социокультурные истоки» Кузьмина И. А.
Коллектив детского сада старался осуществлять взаимосвязь между всеми сферами социального становления ребёнка, стремился к формированию новых отношений между дошкольным учреждением и семьёй, детским садом и школой.
Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем. В своей деятельности педагоги использовали инновационные формы работы с родителями – проектный метод, клуб для родителей «Завалинка», активные формы и методы работы с родителями: традиционные (выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, Дни открытых дверей, детско-родительские субботники, совместное создание предметно-развивающей среды, праздники, совместные выступления родителей и детей на районных и городских конкурсах детского творчества и т.д.). Педагоги привлекали родителей и к организации экскурсий по городу, музеям, на предприятия, где они работали.
Практика показала, что проведение совместных массовых мероприятий в детском саду – наиболее эффективная форма общения детей со своими родителями. Ведь совместное проведение досуга – одна из самых важных основ построения счастливой жизни, большая подпитка и для больших и для маленьких участников мероприятий.

Спортивный праздник «Папа, мама,         Совместный с родителями праздник
я – дружная спортивная семья»                  «Масленица»

Детско-родительский клуб                           Совместные выступления на городских
«Мы вместе»                                                  творческих конкурсах

Елена Николаевна уделяла особое внимание развитию профессионализма кадров. Сама постоянно повышала свою квалификацию как руководитель учреждения. Ей удалось создать среди педагогов атмосферу творчества, постоянного поиска эффективных форм и методов образовательной деятельности. А среди сотрудников, воспитанников и их родителей – атмосферу семьи, тепла, уюта, которые отличают детский сад от современных детских садов.
Коллектив детского сада всегда был стабилен, более половины воспитателей педагоги стажисты – Антипова Татьяна Николаевна, Новоселова Ольга Васильевна, Макарова Галина Григорьевна, Францева Алевтина Тихоновна, Жернова Екатерина Константиновна, музыкальный руководитель Кузнецова Елена Анатольевна; младшие воспитатели Род Надежда Николаевна, Махалова Татьяна Алексеевна и др.
Педагоги и воспитанники детского сада активно участвовали в городских творческих выставках, конкурсах, методических, спортивно-массовых мероприятиях.
В 2000 г. коллектив дошкольного учреждения принял участие в городской выставке «Образование на рубеже веков» по разделу «История образования в лицах», где рассказали о наших Ветеранах труда Род Надежде Николаевне, Скоропуповой Татьяне Григорьевне, Мурахиной Алевтине Александровне; в 2001 г. – в выставке «Образование в Нижнем Тагиле: вчера, сегодня, завтра» в разделе «Наши достижения»; в 2003 г. – в IV городской педагогической выставке «Образование: вчера, сегодня, завтра» в разделе «Семейные педагогические династии – лучшие традиции образования», за что был награжден Почетными грамотами управления образования города.

На вечере встречи с ветеранами. 2000год

Имидж учреждения старались повышать не только педагоги, но и другие сотрудники детского сада. Так, в 2008 году повар детского сада Береснева Светлана Владимировна приняла участие в городском конкурсе профессионального мастерства среди поваров детских садов и заняла почетное второе место.
В 2010 г., 2011 г. педагоги детского сада приняли участие в районном этапе городского фестиваля творчества работников образования города Нижний Тагил «Грани талантов».
В 2013 г. детский сад вошел в состав объединения детских садов «Академия детства». Начался новый отсчет в истории развития детского сада…

Comments are closed.